Здание железнодорожного вокзала располагается на улице Гагарина г. Липецка. В XIX веке была построена Орловско-Грязская железная дорога как часть линий через узловую станцию Орёл, соединив её с городом Елец. В 1892 году Орловско-Грязская линия вошла в состав Юго-Восточных железных дорог и была выкуплена в государственную казну. Первый участок дороги от Ельца до Грязи был открыт с 30 августа 1868 года, в состав него входила станция II класса «Липецк». Станция способствовала лучшему сообщению с курортом. На вокзал к приходу поездов от гостиницы минеральных вод за приезжими отправлялась карета. Во время курортного сезона с 6 мая по 15 октября на железнодорожную станцию ежедневно прибывало по два поезда из Орла и Грязей. В 1896 году большой пассажирский вокзал имел зал I и II класса, зал для пассажиров III и IV классов, буфет с горячими и холодными блюдами, спиртными напитками, чаем, кофе и т.п., дамскую и мужскую комнаты. Здание находилось в двух верстах от города, примерно на том же месте, что и современное. Была весьма значительна коммерческая деятельность станции. В 1898 году станция отправляла 1.794.812 пудов хлеба, в тоже время прибывало на станцию 1.202.499 пудов всяких товаров. Затем на месте нынешнего железнодорожного вокзала в первые годы существования Липецка, как областного центра, был небольшой полустанок. В начале 1960-х годов на улице Гагарина возвели двухэтажное здание, которое простояло около тридцати лет. Новый железнодорожный вокзал на тысячу пассажиров начали строить по проекту архитектора Сывенького. Здание было введено в эксплуатацию в 1994 году. Украшением стали скульптуры Евгения Вольфсона «Начальник вокзала и обходник», «Дама и носильщик», а другой скульптор Игорь Мазур исполнил декоративную композицию в кассовом зале по мотивам романовской игрушки, а также герб на фасаде. В начале ХХI века вокзал был реконструирован и вновь открыт 16 июля 2003 года.
ОКУ ГАЛО. Ф.Р-2553. Оп.1. Д.7. Л.93-94; К-2.Оп.6.









