«НАРОДНЫЙ ХУДОЖНИК»

Виктор Семенович Сорокин родился 25 декабря 1912 года в Москве в семье офицера технических войск. Мать, происходившая из купеческого сословия, следила за хозяйством и воспитывала детей: старшего ребёнка Виктора и младших – Алексея и Бориса.
В 1917 году мать заболела тифом и умерла, а отец не вернулся с фронта. Мальчиков взяли на воспитание три тёти — каждая забрала по ребёнку. Виктор Сорокин переехал к родственнице матери в деревню Тёплый Стан недалеко от Москвы. В 1920 году он пошёл в местную школу, однако, окончил там лишь четыре класса. Семья решила отдать Сорокина в детский дом «Суханово»: возможности дать хорошее образование у родственников не было, а в интернате преподавали бывшие московские дворяне. Учреждение находилось в бывшей усадьбе князей Волконских.
Сам В. Сорокин вспоминал о детском доме: «Там воспитывались дети из культурных семей. Этот детский дом был один из лучших. <…> Для нашего воспитания много значила обстановка этого имения. В ней что-то сохранилось от бывших владельцев. <…> У нас в детском доме свои коровы были, лошадки свои были. Одна серая в яблоках, красивая, любила, когда ее сахаром угощали. Повезли нас в Художественный театр, не помню, какая пьеса. А перед этим — экскурсия, на кондитерскую фабрику «Красный Октябрь».
Виктор Сорокин рисовал с детства. Краски он увидел в 5 лет: тёти художника писали картины и часто занимались живописью с племянником. Но всерьёз начал заниматься в трудовой коммуне имени Дзержинского под Люберцами, куда попал в 16 лет. Утром воспитанники коммуны учились, а после обеда работали по 3-4 часа в мастерских. Будущего художника определили в столярный цех. Сорокин быстро научился работать с деревом и даже хотел стать плотником. На первое занятие в кружке по живописи Виктора Сорокина позвали друзья. С ребятами занимался ученик Ильи Репина Никита Хотулев. Сорокин писал: «Он сыграл первую роль в моей судьбе: открыл для меня искусство. Он ориентировал нас на русскую классику, на собрание Третьяковки, на Репина».
Вскоре в коммуне сменился преподаватель по рисованию, им стал известный художник Борис Иогансон. Он выделил из кружка четверых учеников, среди них был и Виктор Сорокин, и готовил их к поступлению в художественные академии. Так, в 1937 году Сорокин сдал вступительные экзамены и стал студентом Московского института изобразительных искусств им. В.И. Сурикова. Об учёбе там художник вспоминал: «Главное, что дал институт, — профессионализм. Пришло понимание живописи. Это была большая школа». Летом ученики уезжали на практику в небольшое крымское село Козы, где писали пейзажи. Там в 1939 году Сорокин закончил картину «Татарская деревня». Преподаватели оценили работу на высший балл и отправили произведение на Всесоюзную молодёжную выставку.
Летом 1941 года Виктор Сорокин поехал на летние каникулы в Украину — рисовать этюды. Однако уже через несколько дней объявили о начале войны. Студента сразу же отправили на поезде в Москву. В столице художник записался добровольцем в специальную бригаду рисовать кроны деревьев на крышах многоэтажек: так маскировали здания от бомбёжки. Однако к концу октября 1941 года оставаться в Москве стало опасно. Московский институт изобразительных искусств эвакуировали в Самарканд.
«Самарканд — это новый виток в развитии. Сама природа ставила другие живописные задачи. В сравнении с лиричным Крымом там всё другое. Всё очень резко: небо — ультрамарин, тени — чёрные. <…> Местные жители очень красивые в национальных одеждах. Старики-бабаи, женщины в паранджах. И базар. Другая среда, другой быт».
В эвакуации Сорокин написал «Портрет пожилой женщины» и «Самаркандский пейзаж». Большую часть эскизов художник дорабатывал уже в столице, куда вернулся в 1943 году. Спустя два года он сдал выпускные экзамены и с отличием окончил Московский институт изобразительных искусств.
В послевоенное время заказов было немного. Востребованы были картины на военную тему, но Виктор Сорокин писал пейзажи, и его работы не принимали на выставки, потому что «хотел работать по-своему». Вскоре после окончания института у него начались проблемы с деньгами. Художник брался за любую подработку, а в 1946 году устроился учителем в детскую художественную школу, параллельно создавая полотна.
В 1948 году Виктор Сорокин переехал в Елец: благодаря мастеру Борису Иогансону он получил место преподавателя в городском художественном училище. Там живописец смог писать и выставлять картины. В 1948 году он закончил работы «Овощной базар» и «На водопое», а в следующем появились «Елец», «Лошадки» и «Лежащая обнажённая».
«Елец сыграл для меня самую важную роль… там я сразу почувствовал себя хорошо: природа, архитектура, простота жизни. Было ощущение свободы. Натура — вокруг тебя. Если бы не Елец, может, и не выжил бы в Москве как художник».
Многие студенты, которые учились у Сорокина, стали известными художниками: Виктор Королёв, Александр Сорочкин, Евгений Сальников. Ученики много времени проводили в мастерской учителя и наблюдали, как он работал. В 1957 году Елецкое художественное училище закрыли, и Виктора Сорокина перевели в Липецк, где он впервые начал писать акварелью. За зиму 1960 года пейзажист закончил работы «Зимние тени», «Зимний пейзаж», «Оттепель», «Собака и куры», «Яблоня зимой». Одновременно художник продолжал писать маслом: полотна «Изморозь» и «Колхозные амбары» появились за несколько недель января. В том же, 1960 году Виктора Сорокина пригласили поучаствовать в первой республиканской художественной выставке «Советская Россия», где выставлялись лучшие региональные художники.
В 1963 году в Липецке состоялась персональная выставка Виктора Сорокина «25 лет творческого пути». Большую часть работ представили впервые: «Пляж», «Подсолнухи», «Река Дон», «Стога», «Липецкое озеро» и другие. Вскоре Сорокин стал членом оргкомитета Липецкого отделения Союза художников РСФСР.
Любимым временем года художника была зима. Именно в этот период он чаще всего писал пейзажи. В 1965 году Виктор Сорокин закончил картины «Зима на озере» и «Зимняя дорога», акварели «Зимние дома», «Зеленый дом. Зима». Он вспоминал: «Холодно. Человек меняется. Психологически. Настроение другое — бодрое. С детства очень люблю зиму. В деревне река. Замораживали колесо в реке — получалась карусель. Шубы, валенки, варежки. Потом русская печь — греемся. С пирогами». В год Сорокин писал по пять или шесть работ, которые выставлял в Липецком областном краеведческом музее. В 1971 году художника наградили орденом Трудового Красного Знамени.
В 1973 году открылась вторая персональная выставка Сорокина в городе Ельце, а вскоре ему присвоили почётное звание «Заслуженный художник РСФСР». Тогда живописец съездил в небольшое путешествие на юг, где написал картины «На море», «В Новороссийском порту» и «Осень в Гурзуфе». В 1979 году Сорокин организовал выставку вместе со своим учеником Юрием Гришко. Там выставили работы художника конца 1970-х годов: «Май. Утро», «Первый снег», «Переславль Залесский», «Мостик», «Нижний парк». Он писал: «Живопись — святое дело. Все постороннее исчезает. Потом смотришь на этюд — откуда что взялось? Но устаёшь. <…> Энергия в работу перетекает. Они ведь все греют, когда проведёшь перед ними рукой». В 1986 году художника наградили орденом Дружбы народов.
В 1990 году Виктор Сорокин впервые побывал во Франции: известный коллекционер Эдмонд Розенфельд предложил художнику провести персональную выставку в частной галерее Les Oreades. За границей показали работы: «Снег в сентябре», «Солнечный день», «Донской монастырь», «Розы» и другие. В этом же году Виктор Сорокин написал 40 картин и принял участие в Днях русского искусства в Южной Корее.
В 1991 году Сорокину присвоили звание «Народный художник России». Спустя год к юбилею художника в Липецке прошла его персональная выставка, где показали картины «Октябрь», «Площадь», «Сирень», «Улочки в Ельце» и другие. Поздние работы живописца выполнены в импрессионистской манере. В 1992 году Сорокин написал «Натюрморт с рюмкой», где изобразил все предметы крупными мазками. В этом же году администрация Липецкой области открыла Музей-мастерскую художника. Там он мог работать и выставлять полотна. В 1994 году Виктор Сорокин стал почётным гражданином Липецка.
В 1997 году живописца наградили золотой медалью Российской академии художеств и орденом «Знак почёта». Несмотря на возраст, он продолжал рисовать: за этот год появилось 17 картин, среди которых — «Натюрморт с ромашками», «Пейзаж с красной крышей», «Утро» и другие. В июне 2001 года прошла последняя выставка художника. 25 августа того же года Виктор Сорокин скончался. Его похоронили в Липецке.