Фабрика «Липецкие узоры» начала свое существование 21 мая 1974 года. Именно в этот день было принято решение исполкома областного Совета депутатов трудящихся о создании фабрики с целью «дополнительного увеличения производства товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, сувениров из дерева с художественной росписью».
Работа была поручена Министерству топливной промышленности, потому что ведомство занималось, в том числе и заготовкой древесины, а для большинства промыслов это основной материал для воплощения творческих замыслов. Липецк оказался единственным местом, где постановление Советского правительства выполнили.
В Липецке начался процесс восстановления производства художественных изделий из дерева, инициатором которого стал Чалых Евгений Прокофьевич. Работая начальником управления топливной промышленности, он организовал цех художественной росписи на базе углебрикетной фабрики в мае 1971 года.
Для организации производства требовались специалисты, способные превратить изделия из дерева в настоящие произведения искусства.
Группа специалистов управления выехала на родственные предприятия в Ленинград, Краснодар, Адлер. Но эта поездка не дала желаемых результатов. Для выпуска украшений с чеканкой, деревянных кукол, что производили там, мы не имели возможностей. Более удачной была поездка в Горьковскую область (современная Нижегородская область). В городах Семенове и Семине липчане познакомились с местными умельцами, которые показали свои изделия из дерева с хохломской росписью. Они были не только изящны, красивы, но имели практическое назначение.
Помещением для начала производства расписных деревянных изделий управление не обладало. Администрации заводов «Свободный Сокол», НЛМК и ЛТЗ оказали значительную помощь: выделили помещение, оборудование, снабдили устойчивыми красителями. По приглашению из Горьковской области приехали художницы и мастера по дереву: Марфа Федоровна Синева, Зинаида Васильевна и Андрей Семенович Прытковы, Кузьма Иванович Левин. Они изъявили желание не только наладить производство этих товаров, но и обучить липецкую молодежь этому редком ремеслу. В Липецк они приехали тремя годами раньше официального открытия фабрики из г. Семенов, Горьковской области. Именно их следует считать основоположниками липецкой школы художественной росписи по дереву.
Первая партия изделий была выпущена в канун Первомая 1971 года. М.Ф. Синева, лауреат Государственной премии имени Репина, была назначена главным художником фабрики, ее сестра Мария Федоровна Засовкина — руководителем творческой группы, Зинаида Васильевна Прыткова трудилась методистом и мастером производственного обучения по подготовке художниц. Большой вклад внесли К. И. Левин, начальник заготовительного цеха, токари по дереву Е. Архипов, Л. Левина, супруги – В.Г. и В.Н. Протасовы, А.И. Засовкин, А. С. Прытков, лошкарь Д.И. Карпов, а также художница Г.Н. Пальцева. По мере подготовки кадров, а к 1972 году на фабрике трудилось 220 человек, из которых 55 художниц-липчанок, росло производство изделий, расширялся их ассортимент. Уже к концу 1972 года на прилавках магазинов появились не только ложки, но и наборы всевозможной деревянной расписной посуды.
В 1971 году этих товаров было произведено на 26 тысяч рублей, а за десять месяцев 1972 года – уже на 125 тысяч рублей. За это короткое время коллектив фабрики создал 42 новых образца изделий. Среди них чайный сервиз с самоваром, набор посуды для рыбаков и туристов, столовый и салатный наборы и многое другое.
По решению обкома КПСС и облисполкома было намечено укрепить материально-техническую базу нового производства. Институтом «Липецкгражданпроект» был разработан проект строительства здания фабрики «Липецкая Хохлома». В нем разместился цех росписи с полезной площадью 4.000 квадратных метров, токарно-заготовительный цех. В третьем квартале 1973 г. был сдан в эксплуатацию основной корпус, где размещалось 250-300 художников. При управлении был создан учебный пункт, который находился на улице Ушинского в жилом районе сокольских металлургов. В нем обучалось 90 человек — будущих художниц и токарей по дереву. Е. Чалых планировал преобразовать учебный пункт в производственный комбинат с двух-трехгодичным сроком обучения, что позволило бы иметь высококвалифицированных специалистов хохломской росписи.
При создании собственного художественного стиля росписи хохломы, художникам фабрики «Липецкие узоры» пришлось столкнуться с рядом трудностей. Позиция руководства по данному вопросу заключалась в следующем: «Мешать не будем. Ищите. И хорошо бы найденное оказалось не похожим ни на что, чем славны другие города». Творческо-экспериментальная лаборатория под руководством М. Синевой, разработала новые рисунки, образцы изделий. Как известно художники отошли от настоящей хохломской росписи, которая имеет только 4 основных цвета: черный, красный, зеленый и желтый (или золотой). А в наборах «Липецких узоров» наряду с основными стали использовать и другие возможные цвета: голубой, белый, и др. Чтобы цвета оставались натуральными и яркими использовалась двойная лачка: сначала рисунок пишется по золоту, потом изделия покрывались бесцветным лаком.
Художники обратили внимание на исторически сложившиеся элементы прикладного искусства районов, вошедших в состав Липецкой области: вышивки, кружевоплетения, орнамента ткани, силуэтного рисунка растительных мотивов и животного мира. В художественном оформлении изделий использовался исключительно ручной творческий труд, основанный на варьировании, авторском исполнении свободной кистевой росписи.
В интервью мастер хохломской росписи Г.Н. Пальцева упоминает, что была предпринята поездка в г. Елец с целью изучения построения композиции широко известных Елецких кружев. М.Ф. Синева впоследствии разработала прекрасные узоры по мотивам кружев, которые получили всеобщее признание, изделия пользовались большим спросом. Творческие поиски мастеров шли в развитии орнамента. Они много и плодотворно работали над созданием новых форм изделий. В ассортименте было более 100 наименований изделий: чаши, бокалы, кружки, резные ковши, братины, ладьи. Интересны разработки целых наборов для кваса, сока, меда, окрошки, салата, которые своей красотой радуют глаз, веселят душу, создают ощущение праздника.
Таким образом, произведения фабрики «Липецкие узоры» можно назвать истинными произведениями искусства. Липецкий стиль был известен и признан в нашей стране. В росписи не использовались такие традиционные хохломские элементы, как клубничка, трилистники. Стиль «Липецких узоров» отличается богатством сочных красок. Художники тщательно выписывают сюжеты, накладывая тени и создавая объем. Поэтому каждый элемент росписи, будь то листок или цветок, выглядит словно живой. В большинстве других школ роспись более плоскостная и не такая изысканная.
Основной продукцией фабрики являлся выпуск сувенирных изделий из дерева, а также высокохудожественная роспись изделий из металла и пластмассы. Фабрика оказывала платные услуги населения по росписи фарфорово-фаянсовой посуды, самоваров, а роспись тульского самовара – это чисто липецкое достижение. Причём на фабрике впервые в стране освоена художественная роспись по металлу, фарфору, фаянсу с последующей термообработкой. Разработаны, освоены и внедрены в производство новые виды художественной росписи: по текстуре дерева, двойная роспись, роспись «Липецкие узоры». Производство сувенирных изделий расширялось значительными темпами. Так, в 1974 году фабрика выпустила изделий на сумму 560 тысяч рублей. Спустя 10 лет производство сувенирных изделий возросло до 2 миллионов 522 тысячи рублей.
22 октября 1975 года постановлением Совета Министров РСФСР № 570 фабрике «Липецкие узоры» был присвоен статус – предприятия народных художественных промыслов.
Фабрика «Липецкие узоры» многократно была участником республиканских, зональных, областных, городских выставок, международных ярмарок, выставок, организатором которых является ассоциация НХП России: «Традиция и современность», на Поклонной горе, ежегодные смотры-выставки «Молодые дарования». Приведем наиболее значимые в истории фабрики выставки: в 1977 году более 60 работ получали награды золотыми, серебряными и бронзовыми медалями ВДНХ. На выставке экспонировалось тридцать различных изделий фабрики. Начальник творческой группы М.Ф. Засовкина награждена серебряной медалью, художник В.В. Петрищева и главный художник фабрики М.Ф. Синева за роспись сервиза «Дружба народов» – бронзовыми. Дипломами ВДНХ первой и второй степени отмечены управление топливной промышленности и учебно-опытный комбинат управления, готовящий художников. Для выставки были представлены следующие работы: рыбацкий набор, утка-ладья с ковшами, сервиз чайный, кофейный сервиз, самовары, расписанные Н. Неверовой, сервизы с детской тематикой Т. Шаповаловой и другие не менее оригинальные изделия – плод творческих поисков экспериментальной лаборатории фабрики «Липецкие узоры».
Благодаря высокому качеству изделия фабрики «Липецкие узоры» получили широкую известность и признание. Начиная с 1975 года через организации Минвнешторга СССР и Торгмортранса СССР продукция фабрики экспортировалась во многие страны мира. В 1989 году поставка изделий на экспорт достигла 36 тысяч рублей в год.
В 1977 году фабрика выполняет крупный заказ к юбилею Октябрьской революции. Художниками фабрики было изготовлено более 120 наименований сувениров росписи на красном фоне, по фарфору, керамике, металлу. Коллектив фабрики выработал сверхплановую продукцию на 50 тысяч рублей. План двух лет пятилетки коллектив фабрики завершил еще 20 октября, а сверхпланово реализовал изделий на сумму 300 тысяч рублей. Это позволило завоевать переходящее Красное знамя обкома и горкома КПСС.
Выполняли мастера заказы к юбилейным и знаменательным датам нашей страны: Олимпиаде-80, XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Основная работа по выполнению данного заказа принадлежала Т. Поповой, Н. Ненаховой, О. Харченко и С. Труновой, Е. Винокуровой. Им была поручена самая ответственная работа по нанесению на панно эмблемы XII Всемирного фестиваля – голубя мира в обрамлении фестивальной ромашки. Всего для фестиваля на фабрике было изготовлено двадцать наименований различных изделий общей стоимостью шестьдесят тысяч рублей.
В 1986 году поступил крупный заказ от газеты «Советская Россия», приуроченный к ее юбилею. Специально для этого события были изготовлены сувенирные карандаши.
С 1986 года большое внимание на фабрике стали уделять производству изделий из отходов и брака. В это время руководство фабрики впервые задумывается о необходимости создания фирменного магазина «Липецкие узоры», с тем чтобы создать стол заказов и массовый покупатель – рядовой липчанин – смог стать обладателем оригинального изделия, расписанного по его вкусу.
Крупные заказы фабрика изготавливала к 850-летию г. Москвы, 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина, к спортивным мероприятиям: «Кубок Кремля», «Хоккей с мячом», в память летчиков эскадрильи «Нормандия-Неман». Изделия мастеров можно встретить во всех угонках России и далеко за ее пределами. А создают всю эту красоту прекрасные мастера своего дела: станочницы А. Сумина, Л. Торшина, токари Н. Гурьева, В. Фролов, художницы Л. Левина, Н. Боева, Л. Лутова, О. Кукина, Л. Щукина, Т. Климова и многие другие.
Настоящим испытанием для фабрики и ее коллектива стали 1990-е годы. Хотя трудности фабрики открыто не обсуждались. Из интервью директора фабрики И. Е. Попова о финансовом и производственном состоянии фабрики: «Ассортимент изделий – свыше двухсот наименований. Среди них – вазы, чаши, поставцы, солонки, ложки, комплекты деревянной посуды для столовой и кухни, чайные полочки. В год выпускается сотни тысяч единиц продукции, в том числе десятки коллекционных изделий. Фирма является участником ассоциации «Народно-художественные промыслы России». Рынок сбыта достаточно широк – Россия, Белоруссия, страны Европы, Канада. Хотя, уже через год официальный финансовый отчет позволит увидеть прямо противоположную картину. Фабрика находится в тяжелейшем финансовом кризисе».
В соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности в РСФСР» постановлением Главы администрации Советского района г. Липецка от 2 июля 1992 года № 644 образовано ТОО фирма «Липецкие узоры».
Согласно свидетельству от 30 июня 1999 года № 3879 Регистрационной палаты администрации г. Липецка в результате реорганизации ТОО фирмы «Липецкие узоры» было образовано ЗАО «Народный художественный промысел фабрика «Липецкие узоры».
За период 1999-2000 годов фабрика награждена за участие в выставках-ярмарках 20 дипломами, благодарностями, почетными грамотами, а на 4-й выставке-ярмарке «Регионы России-99» она стала победителем конкурса «Лучший отечественный товар» и была награждена Дипломом Почета. Среди наиболее крупных заказов в 1990-е годы были оригинальные ковши, кружки, панно с праздничной символикой, приуроченные к празднованию 300-летия Российского флота.
В 2000 году предприятие находилось на грани банкротства, задолженность составляла около 6 миллионов рублей. «Липецкие узоры» могли прекратить свое существование. Имея большой налаженный бизнес в Москве, новый директор фабрики «Липецкие узоры» А.А. Некрылов заинтересовался идей возрождения фабрики. Он переехал в Липецк и полностью посвятил себя фабрике. За три года «Липецким узорам» удалось полностью погасить долги. Финансовая ситуация на фабрике стабилизировалась. Благодаря поддержке из федерального и областного бюджета фабрика продолжает существовать. Продукция поставляется в магазины практически всех стран. Ассортимент продукции обширный – более 250 видов изделий.
В 2002 г. фабрика «Липецкие узоры» выполнила крупный заказ для Национальной футбольной лиги США, которая предложила липецким умельцам изготовить 1000 наборов матрешек с лицами лучших игроков 17 команд лиги и «облаченных» в соответствующую клубную форму. Выточенные из липы расписные матрешки звезд американского футбола продавались в США коллекционерам и болельщикам. В работе приняли участие более пятидесяти специалистов.
Известная российская компания «Вимм-билль-Данн» в 2003 году заказала 20 тысяч деревянных ложек – с их помощью рекламировалась фирменная сметана «Домик в деревне».
1000 расписных весел было изготовлено в 2004 году для московских спортсменов, которые поступили на реализацию в столичные спортивные магазины. Изготовлению данного заказа послужило знакомство директора фабрики «Липецкие узоры» А.А. Некрылова и московской спортсменки Е. Пичугиной. Ей вручили синее весло, украшенное жар-птицей и цветами. Весло для каноэ на фабрике делали по всем правилам, из бука и липы.
Продукция фабрики постоянно обновляется. С 2008 года начали возрождать лаковую миниатюру, художники пишут иконы и сказочные сюжеты. Открытие собственного сайта фабрики «Липецкие узоры» в Интернете позволило совершать большое количество сделок с иностранными партнерами. Липецкие мастера изготовили более 500 деревянных бокалов и чайных наборов для владельцев подарочных магазинов в Аргентине, вазы для варенья и меда для Израиля, хохломскую роспись для Франции, Норвегии, США.
В настоящее время основными видами деятельности НХП Фабрика «Липецкие узоры» является: художественная роспись, занятие народными промыслами с использованием надомного способа производства, хранение и реализация продукции, товаров, в том числе через собственную сеть и на рынках, оказание услуг населению и др.