Христорожде́ственский
кафедра́льный Собо́р —
православный храм,
расположен на центральной площади
города Липецка — Соборной.
Архитектор — Томазо
Адамини .
Строительство
храма было завершено
в 1842
году.
Собор построен по указу
императрицы Екатерины
Алексеевны,
благословению Святейшего
синода и
преосвященного Иннокентия,
епископа Воронежского.
Согласно
традиционной точке зрения,
строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось
в 1791
году.
Возведение храмовой части Христорождественского
собора в основном было завершено к 1803
году,
но освятить построенный храм удалось не сразу:
произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора,
сильно
пострадал и основной объём здания. К 1805
году соборная
церковь была вновь открыта усердием
многих благотворителей, а 20
июня 1805 года освящён
первый престол нового храма — во
имя святого Николая
Чудотворца.
Главный
соборный престол в честь
Рождества Христова освятили 25
мая 1807
года.
Именно с этого времени к Христорождественскому храму
от Вознесенской церкви, который стоял на нынешней Театральной
площади,
переходит
функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части
(правый, в
южном приделе) был освящён в 1816
году.
В 1822
году было
принято решение о возведении соборной
колокольни, спроектированной в строгом классическом
стиле.
Строительство её было начато в 1825
году,
а завершено в 1835
году.
В начале XX
века на
колокольне Христорождественского собора
насчитывалось восемь колоколов.
Самый крупный, весивший 489 пудов
и отлитый в 1859
году,
был перелит в 1900
году.
После
сооружения колокольни наступил
довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда
разные по
высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались,
была
начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена
в 1840—1842 годах,
руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два престола в
трапезной
церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии
в 1841
году (левый)
и Воздвижения Животворящего Креста
Господня в 1842
году (правый).
Строительством трапезной и освящением
престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
В
1922 году из храма были изъяты
церковные ценности.
Из
отчета Липецкого укома[2] за
март 1922 г.: „Кампания по изъятию
церковных ценностей проводилась в
городе и уезде с половины марта. Изъятие происходило без эксцессов,
была одна
небольшая вспышка при изъятии ценностей у Собора. Собралась толпа
верующих,
главным образом женщин, при появлении 6 конных всадников разбежалась,
после
чего было приступлено к изъятию ценностей, в остальных церквах города и
уезда
работа протекала хорошо“.
В 1931
году собор
был закрыт. В советское время храм начал
приходить в ветхое состояние. Поэтому при создании главной площади
города — Ленина (ныне — Соборной)
встал вопрос о его сносе. Чтобы не
потерять памятник
архитектуры,
в его стенах разместили Липецкий
областной краеведческий музей (активным
противником сноса был главный
архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).
В
декабре 1970
года на
30-метровой высоте колокольни собора были
установлены и пущены липецкие куранты.
Механизм часов с музыкой
изготовили на Петродворцовом
часовом заводе. Циферблат
спроектировал липчанин В. И. Неминущий .
В 1991
году храм
вернули верующим. Тогда же он стал
кафедральным.
Среди
особых храмовых святынь, находящихся в соборе в
настоящий момент, следует назвать Икону Божией
Матери Страстная
"Липецкая".
В 1831
году, когда эпидемия холеры свирепствовала в Липецке и уезде, липчане
со
слезами обратились к Пресвятой Владычице, прося у неё избавления от
страшной
болезни. Совершён был крестный ход с иконой, и после нескольких дней
поста и
домашней молитвы, эпидемия прекратилась. Липчане приписывали такое
благотворное
воздействие чудотворной Страстной иконе Божией Матери. По молитвам у
неё
получали помощь и исцеления.
Напротив
иконы Божией Матери, с
левой стороны, в таком же киоте со всходами расположена икона
сщмч. Уара,
епископа Липецкого, причисленного к лику
святых на юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.