Петропавловская пустынь: прошлое и настоящее.

Раненбургская Петропавловская мужская обитель была расположена недалеко от дороги, ведущей из Рязани в Раненбург, что в двух с половиной верстах от города. Место для монастыря было выбрано не случайно. Предание утверждает, что здесь случилось разбойничье нападение на свиту Петра Великого. И в благодарность за чудесное спасение своего Благодетеля А.Д. Меншиков решил воздвигнуть в этом живописном месте монастырь.

Это было время, когда Петр I, отменив патриаршество в России, значительно усложнил положение Русской православной церкви. По мнению историка А. Карташева в синодально-петербургский период процветало неканоническое устройство церковного управления, шло порабощение церкви государственным аппаратом и, соответственно, такие нововведения вызывали негативную реакцию в обществе. Приходское духовенство, выполняло роль полицейского, которое обязывалось сообщать правительству имена потенциальных рекрутов для армии, доносить об антиправительственных разговорах и даже пренебрегать тайной исповеди. Церковь была вынуждена идти по курсу, который определила для нее абсолютная власть монарха.

Тем не менее, государство, было заинтересовано в соблюдении определенного баланса в обществе. Несмотря на засилье неограниченной власти монарха над церковью, это не мешало его приближенным свершать благие дела. Если говорить о возведении храмов, то на Руси это и по сей день считается богоугодным делом. Тем более, что, уходя из мирской жизни, монашествующие осуществляют высокую миссию спасения не только своей души, но и служат спасению тех, кто пребывает в мире.

Благословление на возведение в нашем крае монашеской обители в честь апостолов Петра и Павла было дано митрополитом Рязанским Стефаном Яворским 5 июня 1711 года. Грамотой предписывалось: «Главы на церкви строить круглые, а не шатровые, алтарь построить круглый - троном».(1)

За строительством наблюдать назначен князь Волконский. От владыки вскоре приехал настоятель иеромонах Тихон, которому в истории монастыря суждено остаться первым строителем. На него была возложена обязанность заниматься строительством храма, келий, подсобных помещений и приема монашествующих.

Вначале выстроили жилые помещения для первых насельников. Постепенно, с Божьим благословением деревянный храм поднимался в небо. Основные средства на строительство выделял А.Д. Меншиков, но благотворительность оказывалась также купцами и помещиками. Князь закупил колокола, преподнес пустыни необходимые для богослужения предметы: серебряные сосуды, ризы, деревянный крест, обложенный серебром, «вызолоченный», со святыми мощами. Были дары и от Петра Великого: две старинные иконы с изображением апостолов Петра и Павла в медных позолоченных окладах, которые были ранее переданы царю от римского папы Климента 11.

Уже в следующем году были закончены строительные работы, и Меншиков приказом определил иерархию и число монахов. Приказ был написан в виде указа раненбургскому правителю Осипу Павлову: «А в той пустыни быть строителю, священникам, диакону и прочим монахам, всего двенадцать человек».(2) Первая Соборная церковь была освящена. Ее внутреннее убранство поражало своей красотой, особенно великолепен был иконостас. На празднике в присутствии всей паствы отец Тихон провозгласил здравицу в честь основателя пустыни. С этого времени обитель становится духовным центром уезда, где отражались процессы, непосредственно связанные с историей русского православия.

Первая соборная церковь перестраивалась несколько раз. В 1815 году ее снесли, и на ее месте был заложен фундамент каменной церкви во имя апостолов Петра и Павла и освящена в 1844 году. Она была квадратной (15 на 15 саженей), увенчана пятью куполами, фронтоны и колонны украшали ее со всех сторон, крыта железом и покрашена медянкой. С этого времени она снова становится главной церковью пустыни.

В монастыре действовал устав, который строго регламентировал жизнь монашеской общины. Елена Тишакова приводит некоторые положения этого «Основания»: «1) В Церкви Божией совершать богослужения во всей точности по церковному уставу…3) После вечерни ужинать как строителю, равно и всем братиям в трапезе с безмолвием и со чтением при оной жития святых… 5) К заутрене производить звон в три часа по полуночи, которую петь неспешно, с чтением и запевами на каноне песней по положению пустынному. По окончании утрени, равно и вечерни, в постные дни петь литии, потом с безмолвием расходиться по келиям… 8)Хмельного напитка отнюдь не держать, как в трапезе, так и в кельях, кроме житного кваса. 9) Гостиницу иметь непременно вне монастыря, в которую принимать богомольцев, с ласковостью – строителю с старшими – и учреждать для них монастырскую пищу… 12) В монастыре все иметь общее и ничего не называть своим, также братиям и ничего не иметь, кроме одежды и пояса. 13) Братии за должное поставить находиться в послушании, что от отца приказано, будет…».(3)

В Государственном архиве Липецкой области хранится ряд документов, говорящих об устройстве пустыни через сто лет после ее основания. В подробной описи «церквям в оной состоящим, так и всему монастырю, и церковной ризницы строителем иеромонахом Паисием с братиею» указано: «Монастырь обнесен со всех сторон каменной оградой, в нем четыре каменных корпуса братских, корпус настоятельных покоев…

1-я церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы больничная, в коей иконостас столярной резьбою, выкрашен разными приличными красками, ино местами вызолочен двойником и червоным золотом. Образа во всем иконостасе живописные в три яруса.

2-я церковь Усекновения главы пророка и крестителя Господня Иоанна, в оной иконостас столярной резьбою, ино местами вызолочен, образа во всем иконостасе живописные в один ярус, в оной церкви балдахин для главы Иоанна Предтечи столярный с резьбою без позолоты.

3-я церковь с каменной колокольней благоверного князя Александра Невского. В оной образа все живописные в один ярус, иконостас столярный с резьбою, ино местами вызолочен. На колокольне семь колоколов разной величины и весу, в большом – 72 фунта, во-втором - 45 фунтов, в третьем - 27 фунтов, последние один одного меньше…»(4)

Важное место в монастыре занимали строители (настоятели), их в досоветский период было сорок два. Надо признать, что это были достойные сыны церкви, которые заботились не только о процветании пустыни, но еще строго соблюдали традиции православного монашества.

В число послушников пустыни зачисляли по решению архиепископа Рязанского и Зарайского. Социальный состав насельников был разнообразен, здесь были: мещане, однодворцы, купцы, чиновники, военнослужащие, одним словом, «разночинцы». Им дозволялось отбывать в отпуска с разрешения консистории, однако были случаи, когда в просьбе отказывали.

На короткое время в монастырь ссылались подвергшиеся взысканиям лица духовного звания. Так, «за пролитие нечаянно малейших капель Святыя Крови во время литургии на Антиминсе, на две недели в подначальство» приехал отбывать наказание священник Василий Дионисиев. Позже, строитель пустыни докладывал, что «означенное время» он в пустыни пробыл и «при хорошем поведении 19 числа сего февраля 1834 года отправлен от меня к благочинному священнику Павлу Михайлову при отношении, о чем оной Духовной консистории почтейнейше рапортую». (5)

Говоря о пустыни, нельзя умолчать об ее экономическом положении, которое с каждым годом преумножалось. Земли (476 десятин), четыре мельницы, две пасеки, свечной завод, кузни, столярная, иконописная, портновская и сапожная мастерские, луга, леса, сады, огороды обеспечивали внутренние потребности насельников и приносили прибыль монастырю.

С начала 19 века при монастыре существовал детский приют. Он был рассчитан на 15 воспитанников, однако войны и эпидемии значительно прибавляли количество пребывающих в нем сирот. Дети находились на полном обеспечении монастыря. Обучались грамоте и Закону Божьему, пению с клироса и приучались к труду. Позже, в 1893 году было построено здание церковно-приходской школы.

Прослеживаются и культурные связи Задонского монастыря с Раненбургской Петропавловской пустынью, А.Т. Березнев пишет, что в 1846 году, настоятель, архимандрит Иларий в пользу последней передал вещи, книги, реестр которых занял пять листов.(6) В большинстве, это были церковные книги, которые пополнили уже существующую библиотеку. Собранная по крупицам, она была для верующих источником духовного и культурного просвещения.

Определенное отношение к истории пустыни имеет род Буниных, Анна Арсентьевна в свое время пожертвовала святую чудотворную икону Тихвинской Божьей матери греческого письма, размером в длину пять четвертей, а в вышину аршин. Верующие, особо почитали эту уникальную реликвию, за щедрое дарование чудес ее стали называть Раненбургско-Тихвинской Иконой Божьей Матери.

Церковь с отречением царя Николая 2 – формально земного главы Церкви осталась обезглавленной, виной тому был все тот же монархический абсолютизм. Новая власть в лице Временного правительства дало добро на созыв Всероссийского Поместного Церковного Собора. Он был открыт 15(28) августа 1917 года, на котором впервые за 217 лет был избран патриарх.

С установлением Советской власти, несмотря на то, что сферы деятельности Церкви и Государства были разделены в 1918 году, она преследовалась большевиками, как эксплуататорское наследие царизма. В начале были отобраны монастырские землевладения. Лишившись экономической базы, пустынь влачит жалкое существование, однако режиму новой власти этого было недостаточно, и он перешел к более изощренной тактике. 29 июля 1925 года последовало постановление президиума Раненбургского уисполкома о закрытии пустыни. Монахи, покинув свою обитель, были вынуждены устроиться в приходах Ранебургского и близлежащих районах. Надо ли объяснять, что пережили эти люди после их выселения из родной обители.

1936 год отмечен в истории страны массовой ликвидацией церковных учреждений, именно в этот год против монахов пустыни (43 человека) было сфабриковано следственное дело. Обвинение предъявлялось за создание так называемой церковно-фашистской организации.(7) О том, что это была ложь, прежде всего, говорят сравнительно мягкие приговоры (3 и 5 лет ИТЛ или высылки), если такое выражение применимо к невиновным и то, что не удалось подтвердить ни одного факта контрреволюционной деятельности.

Что сталось с пустынью? Ее постигла такая же судьба, как и многие церкви в стране. Монастырь взорвали, реликвии, скорее всего исчезли во время кампании по изъятию церковных ценностей в фонд помощи голодающим в 1921 году. В оставшихся зданиях пустыни была открыта детская трудовая колония.

Несмотря на то, что уже восстановительные работы в пустыни ведутся, картина перед глазами предстает печальная. Невольно задумываешься, о том, как быстро было порушено то, что создавалось строителями пустыни более двух веков. Конечно, былой масштаб пустыни не вернуть, но хочется надеяться, что общими усилиями она возродится, тем более, что сыны верные православной церкви всегда в Отечестве были.

Примечания:
1. Поляков В.Б. Судьба монастыря// Русь святая. – 1998, № 5.
2. Там же.
3. Тишакова Е. Неусыпные обители// Родники Липецкие. Урусово. – Липецк, 1993. – С. 15.
4. ГАЛО. Ф.221. Оп. 1. Д. 88.Л.1-2.
5. Там же.Ф.221.Д.136.Л.1-1об.
6. Там же. Ф.221.Д.176.Л.1-5.
7. Там же. Ф.2210. Оп.1.24998.Т. 1-12.

Подготовила Зоя Григорьевна Власова, главный специалист отдела
использования и публикации документов
ОКУ «Государственный архив Липецкой области»