«Лебедянский сокол»

Посвящена АНТОНОВУ ЕВГЕНИЮ СЕРГЕЕВИЧУ (1910-1942), 
уроженцу  г. Лебедяни, летчику, воину-интернационалисту, 
участнику Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ А.С. АНТОНОВА

Антонов Евгений Сергеевич, родился 17 февраля (по старому стилю)1910 года в г. Лебедянь Липецкой области. В 1928 году окончил Лебедянский Педагогический техникум. С сентября 1928 по октябрь 1929 года работал школьным работником 1 ступени в школе 1-ой ступени села Вислая-Поляна Большеполянского района Орловской области, с октября 1929 года по январь 1930 года работал школьным работником в школе 1-ой ступени села Черепянь Лебедянского района Рязанской (ныне Липецкой) области. С 1930 по март 1933 года работал на заводе «Серп и Молот» в канатном цеху машинистом. С марта 1933 года по август 1933 года работал в Завкоме завода «Серп и Молота» председателем цехового комитета канатного цеха.

В ряды Красной Армии вступил по партийной мобилизации с завода. В рядах Красной Армии с 1 августа 1933 года.

В соответствии с выпиской из пенсионного дела №АГ-291090 на основании Личного дела №447834, находящегося в Центральном архиве Министерства Обороны РФ, из графы 32 «Прохождение службы» этапы прохождения службы следующие:

—         с августа 1933 года по декабрь 1933 года — курсант Высшей Школы морских летчиков и летнабов в г. Ейске;

—         с декабря 1933 года по декабрь 1935 год — курсант 9 школы военных пилотов в г. Ворошиловограде;

—         с 14.12.1935 по 08.1937 года он назначен военным летчиком 35 истребительной эскадрильи 56 Авиационно-истребительной бригады в г. Житомире (приказ УВВС №0040 от 14.12.1935г.). По данным Федорова Ивана Евграфовича, учившегося вместе с Антоновым, номер Авиационно-истребительной бригады был не 56, а 69;

—         с 20 августа1937г. по 06.1938 г. – младший летчик там же (приказ Народного Комиссариата Обороны №0865/п от20.08.1937г.

—         с 06.1938 г. инспектор Главной Летной Инспекции при Военном Совете ВВС РККА, УВВС г. Москва (Приказ НКО №01169 от 16.06.1938г.);

—         с 01.1942 г. — старший инспектор-летчик истребительной авиации. Назначен приказом №11 от 25.01.1942г;

—         с 03.05.1942г. назначен помощником начальника инспекции ВВС КА при Заместителе НКО СССР по истребительной авиации (Приказ №69 НКО №02963 от 05.1942г);

—         28.06.1942 г. погиб при исполнении служебных обязанностей на самолете ЯК-1;

—         приказом ГУФУ КА №0629 от 07.08.1942г. исключен из списков офицерского состава Красной Армии как погибший. Основание: оп12220, д.47, л.205.

Начальником Инспекции ВВС в это время был сын Сталина – Василий Сталин.

    В 1936 году, будучи летчиком-истребителем, под фамилией Аркадьев был направлен в Испанию для участия в проходившей там гражданской войне. Находился в Испании с 31 мая 1937 года по 28 января 1938 года в составе эскадрильи, которой командовал сначала Иван Еременко. После ухода Еременко в сентябре 1937г командиром эскадрильи №1 в группе 26 был назначен Антонов. Воевал под именем Антонио. Возвращался в Москву через Францию, Париж.

    Присвоение воинских званий:

1.     приказом НКО №0149/п от 19.02.38г. присвоено воинское звание «капитан»;

2.     приказом НКО №01638/п от 25.04.39г. присвоено воинское звание «майор»;

3.     приказом НКО №02046 от 24.03.42г. присвоено воинское звание «подполковник».

    Правительственные награды:

1.     Орден Ленина №3600;

2.     Орден Красного Знамени №1326;

3.     Орден Красной Звезды №19271.

Должностной оклад перед гибелью – 256 руб.

    Е.Антонов в Испании заставил сесть новый немецкий самолет Ме-109, который был отправлен в Советский Союз для изучения. Е.Антонов первым самостоятельно научился летать на самолете Ме-109. Во время войны с Финляндией Е.Антонов, будучи майором, командовал истребительной авиацией, планировал операции прикрытия бомбардировщиков, совершавших налеты на вражеские позиции. В начале Великой Отечественной войны Е.Антонов писал рапорты с просьбой отправить его на фронт, но Василий Сталин, являвшийся непосредственным начальником Е.Антонова, не отпускал его на фронт. В рамках деятельности Инспекции ВВС Е.Антонов на самолете Ме-109 проводил тренировочные бои с летчиками, отправлявшимися на фронт, демонстрируя им сильные и слабые стороны немецкого истребителя. Е.Антонов погиб в авиационной катастрофе на самолете ЯК-1, персонально сделанном для В.Сталина. По одной из версий в самолете был специально заложен дефект, проявивший себя при больших перегрузках во время выполнения фигур высшего пилотажа.    

О Евгении Антонове киностудией «Крылья России» снят фильм «Прерванный полёт». В настоящее время подготавливается книга о нём. Для написания книги огромный интерес представляет любая информация о Е. Антонове, о товарищах, воевавших вместе с ним (Серове, Еременко Иване Трофимовиче, Якушине Михаиле Несторовиче, Соболеве Николае Григорьевиче, Степанове Евгении и др.), боевых делах эскадрильи, донесениях оперуполномоченных, находившихся в эскадрильи и т.д. Известна информация о пребывании Антонова в Париже по пути в Москву, предоставленная помощником военного атташе в Париже.